Школа Даля
 

Толкование сказок. Психология, философия, метафизика, эзотерика сказок

Устная словесность, начиная песней, пословицей, сказкой всегда выражает собой степень самосознания народа, его взгляд на пороки и добродетели, выражает народную совесть. Жизнесловие древних иносказаний дополняло средневековое богословие, соединяло душу и разум человека, земной и небесный миры.

С глубокой древности в русских семьях звучали старинные сказки. Поколение за поколением матери, бабушки, няньки приобщали своих питомцев к народной вере, житейской мудрости и поэзии. Сказка есть первая, дорелигиозная философия народа, его жизненная философия, изложенная в свободных мифических образах и в художественной форме.

Сказки создавал и истолковывал народ, передавая новым поколениям важнейшие заветы веры, мудрости и воли к жизни.

Сказки учат созерцать человеческие судьбы, сложность мира, отличать правду от кривды. Они всегда были кладезем народной мудрости, добрым учителем для маленьких и взрослых. Они учат, они помогают детям разобраться в тех вопросах, которые почему-то не принято откровенно обсуждать в современном обществе – вопросах дружбы, любви к людям, личностных качеств, таких как доброта, ум, мудрость, способность «светить» другим.

Постижение глубинного смысла сказок приоткрывает истины, на которых десятки веков строилась жизнь человека - общая вера и труд, защита от многоликого зла, преображение человека в подвиге, обретение силы духа, любви и счастья. Цель сказочной притчи – привести человека к прозрению и постижению сути вещей, открыть свои индивидуальные смыслы жизни.

Научная строгость и объективность в изучении народной сказки должна дополняться постижением её символики, внешнее описание – истолкованием.

В 1824 году Александр Пушкин писал брату Льву из Михайловского: «вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания».

Символика сказок, персонажей и предметов

Язык сказок символичен, уклончив, уводит от прямого толкования, хотя его и не отрицает. Добрый молодец прощается с родителями и отправляется «в путь» – на поиски самого себя.

Люди

  • Родители:
    • смерть родителя - окончание его влияния: материального, психологического, религиозного, духовного.
  • Соловей-разбойник - происходит от древнерусского соловый «жёлтый» и первоначально относилось к тюркам-кочевникам.

Животные

  • Бык. Бычок – символ крестьянской веры в помощь поднебесной Мать-сырой-земли.
  • Ворон - вестник божества.
  • Конь - герой обретает и укрощает его. Знаменует веру и волю и потому способен нести героя над лесами и горами.
    • Сбруя - жизненный опыт.
  • Медведь - духовный вождь (жрец) людей первобытной «медвежьей веры».
  • Cокол ясный - проповедник свето-солнечной веры.

Предметы. Объекты Природы

  • Вода живая и мёртвая. «Живая» вода исцеляет душу, а «мёртвая» целит телесные раны. Эти волшебные снадобья, а иначе – небесную помощь, приносит Ворон, которого древние славяне считали вестником божества («О молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде», «Иван-царевич, жар-птица и серый волк»).
  • Горы - символ достижений, преодолений:
    • горы под самое небо уходят - там совершается множество обрядов и молитв.
  • Гребешок - соха, символ перехода от охоты и скотоводства к земледелию.
  • Дом - символ самооценки, внутреннего психологического пространства:
    • вернуться домой - вернуться в себя после стресса.
  • Запасы - родительская любовь.
  • Еда. Питие:
    • пища - слова убеждения;
    • поиск их - поиск истины.
  • Колодец - кладезь знаний.
  • Лес густой - колосящиеся хлеба.
  • Меч - сила.
  • Мост Калинов - мост, «раскалённый» закатным солнцем и уводящий в потустороннюю тьму.
  • Огонь - первобытное заклятие от смерти.
  • Озеро огненное – волна из края в край бьет - поле зрелой, золотой ржи, переливается под ветром.
  • Платок-утиральник - вспаханная нива, символ перехода от охоты и скотоводства к земледелию.
  • Пространство:
    • в нём пусто, никто не живёт - нет последователей данной веры.
  • Путь - «отправиться в путь» – начать поиски самого себя, своих смыслов жизни.
  • Река Смородина - «смрадная» река, отделяющая мир живых от царства мёртвых.
  • Чудо-юдо - производят от праславянского juda и праиндоевропейского ịoudh- «подвижный, воинственный», родственного древнеиндийскому yodhá «воин, боец».

Действия

  • Глаза:
    • залепить глаза грязью - победить в споре земными, бесхитростными доводами;
    • промывать глаза - пытаться отыскать смысл, потерянный в споре.
  • Нежелание с чем-то или кем-то расстаться - нежелание отказаться от каких-то обычаев:
    • нежелание расстаться с бычком - нежелание отказаться от скотоводческих обычаев.
  • Опалить крылья - победить в споре о прежней и новой вере.
  • Охота - поиск новой веры.
  • Удариться головой о сыру землю - превратиться в яростного зверя.
  • :?: Раскрыть символы/метафоры в сказках – печень, сердце, сундук, игла, топор, корабль, конь, рожок и т.п.

Сказки и их толкование для детей и взрослых

#царь #медведь


Если вы хотите получить больше информации на данную тему, напишите нам: ok@olegdal.ru

Рекомендуем оформить подписку на новости данного раздела. Для этого нажмите на кнопку «Подписаться», расположенную внизу каждой страницы.

Обсуждение

Ваш комментарий:
JQCWQ
 
 
skazka/start.txt · Последние изменения: 2024/08/23 21:18 — admin
 

Школа Даля - это некоммерческий проект, электронные материалы и версии книг распространяются бесплатно.
Наши материалы можно свободно копировать, желательно с указанием ссылки на источник. Спасибо!

Select language:

Индекс цитирования