Школа Даля
 



Сюжет № XXII. Герой спасается от преследования

1) Он уносится по воздуху (иногда спасается молниеносно быстрым бегством. Герой улетает на коне (160), на гусях (108).

2) Герой бежит, во время бегства ставит преследователю препятствия. Он бросает щетку, гребенку, полотенце. Они превращаются в горы, леса, озера. Сходно: Вертогор и Вертодуб выворачивают горы и дубы, ставят их на пути змеихи (93).

3) Герой во время бегства обращается предметами, делающими его неузнаваемым. Царевна превращает себя и царевича в колодец и ковшик, в церковь и попа (219).

4) Герой во время бегства прячется. Речка, яблоня, печь прячут девушку (113).

5) Герой прячется у кузнецов. Змеиха требует виноватого. Иван спрятался у кузнецов, кузнецы схватывают ее за язык, бьют по ней молотками (136). С этой формой несомненно стоит в связи случай в сказке №153. Черти посажены солдатом в ранец, отнесены в кузницу и избиты молотками.

6) Герой спасается бегством с быстрым превращением в животных, камни и пр. Герой бежит в образе коня, ерша, кольца, зерна, сокола (249). Существенным для этой формы является самое превращение. Бегство иногда может и отсутствовать; такие формы могут считаться подразрядом. Девушка убивается, из нее вырастает сад. Сад вырубается, он обращается в камень и т. д. (127).

7) Герой избегает соблазна обращенных змеих. Иван порубает сад, колодец и пр. Из них течет кровь (137).

8) Герой не дает себя проглотить. Иван перескакивает на своем коне через пасть змеихи. Он узнает в львице змеиху и убивает ее (155).

9) Герой спасается от покушения на его жизнь. Звери вовремя извлекают из его головы мертвый зуб (202).

10) Герой перескакивает на другое дерево (108).

На спасении от преследования очень многие сказки кончаются. Герой прибывает домой, затем, если была добыта девушка, женится и т. д. Но это бывает далеко не всегда. Сказка заставляет героя пережить новую беду. Опять является его враг, у Ивана похищается добыча, сам он убивается и т. д. Словом, повторяется завязочное вредительство, иногда в тех же формах, что и в начале, иногда в других, для данной сказки новых. Этим дается начало новому рассказу.

Специфических форм повторного вредительства нет, т. е. мы опять имеем похищение, околдование, убиение и т. д. Но есть специфические вредители для этой новой беды. Это — старшие братья Ивана. Незадолго до прибытия домой они отбирают у Ивана добычу, иногда убивают его самого.

Если они оставляют его в живых, то для того, чтобы создалось новое искательство, нужно опять как-то проложить огромную пространственную грань между героем и предметом его поисков. Это достигается тем, что Ивана сбрасывают в пропасть (в яму, в подземное царство, иногда в море), куда он летит иногда целых три дня. Затем повторяется все сначала, т. е. опять случайная встреча с дарителем, выдержанное испытание или оказанная услуга и пр., получение волшебного средства и применение его, чтобы вернуться домой в свое царство. С этого момента развитие иное, чем в начале. Это явление означает, что многие сказки состоят из двух рядов функций (сюжетов), которые можно назвать ходами. Новая беда создает новый ход, и таким образом иногда соединяется в один рассказ целый ряд сказок. Впрочем, развитие, которое будет обрисовано ниже, хотя и создает новый ход, но является продолжением данной сказки. В связи с этим впоследствии придется поставить вопрос, как определить, сколько сказок имеется в каждом тексте.

VIIIbis. Братья похищают добычу Ивана (сбрасывают его самого в пропасть). Вредительство уже обозначено – похищение невесты, похищение волшебного средства и т.п. Похищение может сопровождаться убиением, сбрасыванием в пропасть и т.д.

X–XIbis. Герой вновь отправляется на поиски. Этот элемент здесь иногда опускается, Иван бродит, плачет и как будто не думает о возвращении. Элемент «отсылка» в этих случаях всегда также опускается, так как Ивана незачем посылать, раз невеста похищена у него самого.

XIIbis. Герой вновь подвергается действиям, ведущим к получению им волшебного средства.

ХIIIbis. Герой вновь реагирует на действия будущего дарителя

XIVbis. В распоряжение героя попадает новое волшебное средство

XVbis. Герой доставляется или привозится к месту нахождения предмета поисков. В этом случае он доставляется домой.

С этого момента развитие повествования уже иное, сказка дает новые функции.

Психология сюжета

Эзотерика сюжета

Если вы хотите получить больше информации на данную тему, напишите нам: ok@olegdal.ru

Рекомендуем оформить подписку на новости данного раздела. Для этого нажмите на кнопку «Подписаться», расположенную внизу каждой страницы.

 
/home/h006361565/olegdal.ru/docs/data/pages/skazka/suzhet22.txt · Последние изменения: 2024/08/20 16:25 — admin
 

Школа Даля - это некоммерческий проект, электронные материалы и версии книг распространяются бесплатно.
Наши материалы можно свободно копировать, желательно с указанием ссылки на источник. Спасибо!

Select language:

Индекс цитирования