Школа Даля
 



Сюжет № XIX. Начальная беда или недостача ликвидируется

Данный сюжет (функция) образует пару с вредительством. Этой функцией рассказ достигает своей вершины.

1) Объект поисков похищается с применением силы или хитрости. Герои здесь иногда применяют те же средства, которые применяют вредители при начальном похищении. Конь Ивана обращается в нищего, просит милостыни. Царевна подает. Иван выбегает из кустов, они ее схватывают и уносят (185).

1a) Иногда добыча совершается двумя персонажами, из которых один заставляет другого совершить добычу:

  • Конь наступает на рака, заставляет его принести подвенечное платье.
  • Кот ловит мышь, заставляет ее принести колечко (190).

2) Объект поисков добывается несколькими персонажами сразу, с быстрой сменой их действий. Распределение вызывается рядом следующих друг за другом неудач или попытками похищенного бежать:

  • Семь Семеонов добывают царевну: вор ее похищает — она улетает лебедью; стрелец ее подстреливает, другой вместо собаки достает ее из воды и т. д. (145).
  • Сходно добывается яйцо со смертью Кощея. Заяц, утка, рыба убегают, улетают, уплывают, унося яйцо. Волк, ворона, рыба его добывают (156).

3) Объект поисков добывается при помощи приманок. Форма, в иных случаях очень близкая варианту № 1. Герой заманивает царевну при помощи золотых вещей на корабль и увозит ее (242).

Особый подразряд могла бы составить приманка в форме предложения обмена. Ослепленная девушка вышивает чудесную корону, посылает ее злодейке служанке; в обмен на корону та отдает глаза, которые таким образом добываются обратно (127).

4) Добыча искомого является непосредственным результатом предыдущих действий. Если, например, Иван убил змея и затем женится на освобожденной царевне, то здесь нет добычи как особого акта, но есть добыча как функция, как этап хода действия. Царевна не схватывается, не уносится, тем не менее она добывается. Она добыта в результате боя. Добыча в этих случаях — логический элемент. Добыча может совершаться в результате и иных действий, не только боя. Так, Иван может найти царевну в результате путеводительства.

5) Объект поисков добывается мгновенно, путем применения волшебного средства. Двое молодцов (являются из волшебной книги) вихрем доставляют оленя-золотые рога (212).

6) Применением волшебного средства изживается бедность:

  • Волшебная утка несет золотые яйца (195).
  • Скатерть-самобранка и конь, рассыпающийся золотом (186).

Иную форму скатерти-самобранки имеем в образе щуки: «По щучьему велению, по божьему благословению будь стол накрыт и обед готов» (167).

7) Объект поисков ловится. Эта форма типична для аграрных хищений. Герой ловит кобылицу, ворующую сено (105). Он ловит журавля, ворующего горох (187).

8) Заколдованный расколдовывается. Эта форма типична для сюжета с околдованием. Расколдование происходит или при помощи сжигания кожуха, или при помощи формулы: будь опять девицей.

9) Убитый оживляется:

  • Из головы удаляется шпилька или мертвый зуб (202, 206).
  • Героя опрыскивают живой и мертвой водой.

9а) Подобно тому как при обратном похищении одно животное заставляет действовать другое, так и здесь волк ловит ворона и заставляет его мать принести живой и мертвой воды (168). Такое оживление с предварительной добычей воды может быть выделено в особый подразряд. Предварительную добычу воды можно бы рассматривать так же, как особую форму получения волшебного средства.

10) Плененный освобождается. Конь разбивает двери темницы и выпускает Ивана (185). Эта форма морфологически не имеет ничего общего, например, с выпуском лешего, так как там создается повод для благодарности и для передачи волшебного средства, здесь же ликвидируется завязочная беда. Особую форму освобождения имеем в сказке №259. Здесь морской царь в полночь всегда выносит своего пленника на берег. Герой умоляет солнце освободить его. Два раза солнце опаздывает. В третий раз «солнце засияло своими лучами, и уж морской царь не смог больше взять его в полон».

11) Иногда добыча объекта поисков совершается в тех же формах, что и добыча волшебного средства, т. е. он дарится, его место указывается, он покупается и т. д.

Психология сюжета

Здесь подойдёт расхожая фраза - исполнение желаний находится в руках других людей.

Эзотерика сюжета

Благодаря грамотному взаимодействию с людьми, с пространством герой получает то, что ему необходимо. Он не отказывается от помощи, но готов и сам к преодолению.

Вернуться на: Типичные сюжеты сказок - Раздел: Толкование сказок. Психология, философия, метафизика, эзотерика сказок


Если вы хотите получить больше информации на данную тему, напишите нам: ok@olegdal.ru

Рекомендуем оформить подписку на новости данного раздела. Для этого нажмите на кнопку «Подписаться», расположенную внизу каждой страницы.

Обсуждение

Ваш комментарий:
ZYAAE
 
 
/home/h006361565/olegdal.ru/docs/data/pages/skazka/suzhet19.txt · Последние изменения: 2024/08/15 19:18 — admin
 

Школа Даля - это некоммерческий проект, электронные материалы и версии книг распространяются бесплатно.
Наши материалы можно свободно копировать, желательно с указанием ссылки на источник. Спасибо!

Select language:

Индекс цитирования