Школа Даля
 



Сюжет № XII. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника

В сказку (жизненный сценарий) вступает новое лицо, которое может быть названо дарителем или, точнее, снабдителем. Обычно оно случайно встречено в лесу, на дороге и т. д.

От него герой — как искатель, так и пострадавший — получает некоторое средство (обычно волшебное), которое позволяет впоследствии ликвидировать беду. Но прежде чем происходит получение волшебного средства, герой подвергается некоторым очень различным действиям, которые, однако, все ведут к тому, что в руки

героя попадает волшебное средство.

1) Даритель испытывает героя:

  • Яга задает девушке домашние работы (102).
  • Лесные богатыри предлагают герою три года служить (216).
  • Три года службы у купца (бытовая рационализация, 115).
  • Три года обслуживать перевоз, не беря вознаграждения (128)
  • Выслушать игру на гуслях, не заснув (216).
  • Яблоня, река, печь предлагают очень простую пищу (113).
  • Яга предлагает лечь с ее дочерью (171).
  • Змей предлагает поднять тяжелый камень (128). Это требование иногда написано на камне, иногда братья, найдя большой камень, сами пытаются его поднять.
  • Яга предлагает устеречь стадо кобылиц (159) и т. д.

2) Даритель приветствует и выспрашивает героя. Эта форма может считаться ослабленной формой испытания. Приветствие и выспрашивание имеется и в вышеприведенных формах, но там оно не носит характера испытания, оно предшествует ему. Здесь же самое испытание отсутствует, а выспрашивание принимает характер косвенного испытания. Если герой отвечает грубо, он ничего не получает, если он отвечает вежливо, ему дается конь, сабля и пр.

3) Умирающий или умерший просит оказать услугу. Эта форма иногда также принимает характер испытания. Корова просит: «Не ешь моего мяса, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водой их поливай» (100). Сходную просьбу произносит бык в сказке №201. Иную форму заупокойной просьбы имеем в сказке №179. Здесь умирающий отец предлагает сыновьям провести три ночи на его могиле.

4) Пленный просит об освобождении:

  • Медный мужичок содержится в плену, просит освободить его (125).
  • Черт сидит в башне, просит солдата освободить его (236).
  • Выловленный кувшин просит, чтобы его разбили, т. е. дух в кувшине просит об освобождении (195).

4а) То же, с предварительным пленением дарителя. Если, например, в сказке №123 ловится леший, то здесь поступок не может считаться самостоятельной функцией, он лишь подготовляет последующую просьбу пленника.

5) К герою обращаются с просьбой о пощаде. Эта форма могла бы считаться подразрядом предыдущей. Ей предшествует поимка или же герой целится в животное, хочет его убить:

  • Герой ловит щуку, она просит его отпустить ее. (166).
  • Герой целится в животных, они просят отпустить их (156).

6) Спорщики просят разделить между ними добычу. Два великана просят разделить им клюку и помело (185). Просьба спорщиков не всегда произносится. Иногда герой по собственной инициативе предлагает раздел. Звери не могут поделить падали. Герой ее разделяет (162).

7) Другие просьбы:

  • Мыши просят накормить их (102).
  • Вор просит обворованного донести ему похищенное (238).

Далее случай, который может быть отнесен сразу к двум разрядам: Кузинька ловит лисичку. Лисичка просит: «Не убивай меня (просьба о пощаде), изжарь для меня курочку с маслицем, пожирнее» (вторая просьба). Такой просьбе предшествует пленение. Случай иного характера, также с предшествующей угрозой или приведением просителя в беспомощное состояние: герой похищает у купальщицы одежду, она просит отдать ее. Иногда имеется просто беспомощное состояние, без произнесенной просьбы. (Птенцы мокнут под дождем, дети мучают кошку). Герою в этих случаях представляется возможность оказать услугу. Объективно здесь имеется испытание, хотя субъективно оно не ощущается как таковое героем.

8) Враждебное существо пытается уничтожить героя:

  • Ведьма пытается посадить героя в печь (108).
  • Ведьма пытается отрубить героям ночью головы (105).
  • Хозяин пытается отдать гостей ночью на съедение крысам (212).
  • Колдун пытается извести героя, оставив его одного на горе (243).

9) Враждебное существо вступает с героем в борьбу. Яга и герой борются. Борьба в лесной избушке с различными обитателями леса встречается очень часто. Борьба носит характер драки, потасовки.

10) Герою показывают волшебное средство, предлагают обменять его:

  • Разбойник показывает дубину (216)
  • Купцы показывают диковинки (212)
  • Старик показывает меч (268). Их предлагают для обмена.

Психология сюжета

Эзотерика сюжета

Вернуться на: Типичные сюжеты сказок - Раздел: Толкование сказок. Психология, философия, метафизика, эзотерика сказок


Если вы хотите получить больше информации на данную тему, напишите нам: ok@olegdal.ru

Рекомендуем оформить подписку на новости данного раздела. Для этого нажмите на кнопку «Подписаться», расположенную внизу каждой страницы.

Обсуждение

Ваш комментарий:
TRSXY
 
 
/home/h006361565/olegdal.ru/docs/data/pages/skazka/suzhet12.txt · Последние изменения: 2024/08/11 21:11 — admin
 

Школа Даля - это некоммерческий проект, электронные материалы и версии книг распространяются бесплатно.
Наши материалы можно свободно копировать, желательно с указанием ссылки на источник. Спасибо!

Select language:

Индекс цитирования