Школа Даля
 



Сюжет № IX. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его

Эта функция (сюжет) вводит в сказку героя. Герои сказки могут быть двоякие:

  • Если похищается девушка и исчезает с горизонта ее отца, и вслед за девушкой отправляется в поиски Иван, то героем сказки является Иван, а не похищенная девушка. Таких героев можно назвать искателями.
  • Если похищается или изгоняется девушка или мальчик и сказка идет с похищенным, изгнанным, не интересуясь тем, что сталось с оставшимися, то героем сказки является похищенная, изгнанная, девушка (мальчик). Искателей в этих сказках нет. Таких героев можно назвать пострадавшими героями (жертва).

Значение этого момента состоит в том, что им вызывается отправка героя из дома. :!: Таро: Карта «Дурак» (Шут)

1) Издается клич о помощи с последующей отсылкой героя. Клич обычно исходит от царя и сопровождается обещаниями.

2) Герой непосредственно отсылается. Отсылка дана или в форме приказания, или в форме просьбы. В первом случае она иногда сопровождается угрозами, во втором — обещаниями, иногда тем и другим вместе.

3) Герой отпускается из дома. В этих случаях инициатива отправки часто исходит от самого героя, а не от отправителя. Родители дают благословение. Иногда герой не сообщает своих подлинных целей. Он просится погулять и пр., а на самом деле идет на борьбу.

4) Беда сообщается. Мать рассказывает сыну о похищении дочери, происшедшем до его рождения, не прося его при этом о помощи. Сын отправляется в поиски. Чаще, однако, рассказ о беде исходит не от родителей, а от различных старушек, случайных встречных и т. д. (Как часто происходит, когда ребёнку говорят «добрые» люди, что он не сын своих родителей).

Рассмотренные четыре формы относятся к героям-искателям. Последующие формы относятся непосредственно к пострадавшим. Структура сказки требует, чтобы герой во что бы то ни стало отправился из дома. Если это не достигается вредительством, то сказка пользуется для этой цели соединительным моментом.

5) Изгнанный герой увозится из дома. Отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес. Эта форма во многих отношениях очень интересна. C точки зрения логики, действия отца не нужны. Дочь и сама могла бы пойти в лес. Но сказка требует в соединительном моменте родителей-отправителей.

:?: Зачем нужен отец? Почему часто изгоняет именно мачеха, а не отчим?

Увоз применяется также по отношению к царевне, затребованной змеем. Она в этих случаях увозится на взморье. Однако в последнем случае одновременно с этим издается клич. Ход действия определяется кличем, а не увозом на взморье, почему увоз в этих случаях не может быть отнесен к соединительному моменту.

6) Обреченный на смерть герой тайно отпускается. Повар или стрелец щадит девушку (мальчика), отпускает их, вместо них убивает животное, чтобы добыть их печень и сердце в качестве доказательства убиения. (:!: Аналогия с Эзопом).

Отсылка дает необходимость отправиться или же предоставляется возможность отправиться. Первый случай характерен для героя-искателя, второй — для пострадавшего героя.

7) Поется жалобная песнь. Эта форма специфична для убиения (поет оставшийся в живых брат и др.), околдования с изгнанием, подмены. Беда благодаря этому становится известной и вызывает противодействие.

Психология сюжета

Эзотерика сюжета

Вернуться на: Типичные сюжеты сказок - Раздел: Толкование сказок. Психология, философия, метафизика, эзотерика сказок


Если вы хотите получить больше информации на данную тему, напишите нам: ok@olegdal.ru

Рекомендуем оформить подписку на новости данного раздела. Для этого нажмите на кнопку «Подписаться», расположенную внизу каждой страницы.

Обсуждение

Ваш комментарий:
ZITOS
 
 
/home/h006361565/olegdal.ru/docs/data/pages/skazka/suzhet09.txt · Последние изменения: 2024/08/10 18:44 — admin
 

Школа Даля - это некоммерческий проект, электронные материалы и версии книг распространяются бесплатно.
Наши материалы можно свободно копировать, желательно с указанием ссылки на источник. Спасибо!

Select language:

Индекс цитирования