Школа Даля
 



Сюжет № VIII. Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб

Эта функция чрезвычайно важна, так как ею собственно создается движение сказки. Отлучка, нарушение запрета, выдача информации о жертве, удача обмана - всё это подготовляет эту функцию, создают ее возможность или просто облегчают ее. Поэтому первые семь функций могут рассматриваться как подготовительная часть сказки, тогда как вредительством открывается завязка.

Формы вредительства чрезвычайно многообразны.

  • Вредитель похищает человека.
    • Змей похищает чью-то дочь.
    • Старшие братья похищают невесту младшего.
    • Кто-то получает несправедливо чьё-то расположение
    • Кто-то берёт себе супруга/супругу незаслуженно.
    • Один супруг забирает/похищает ребёнка без согласия другого супруга.
  • Вредитель похищает или отнимает волшебное средство.
    • Царевна похищает волшебную рубашку.
    • Мужичок сам с перст похищает волшебного коня.
    • Кто-то крадёт/получает доступ к важному ресурсу, возможности якобы незаслуженно.
  • Особый подразряд этой формы составляет насильственное отнятие волшебного помощника.
    • Мачеха велит зарезать чудесную корову.
    • Кто-то лишает другого насильно его ресурса.
  • Вредитель расхищает или портит посев.
    • Кобыла съедает стог сена.
    • Медведь ворует овес.
    • Кто-то портит или похищает созданное человеком.
  • Вредитель похищает дневной свет. Этот случай встречается в сказках лишь один раз.
  • Вредитель совершает хищение в иных формах. Объект хищения не влияет на ход действия.
  • Вредитель наносит телесное повреждение. Это реальное телесное повреждение, например, в результате драки, конфликта.
    • Служанка вырезает глаза своей госпожи.
    • Царевна отрубает ноги Катоме.

Эти формы также представляют собой (с точки зрения морфологической) хищение. Глаза, например, кладутся служанкой в карман и уносятся, а впоследствии добываются теми же способами, что и другие похищенные предметы, и ставятся на свое место. То же происходит с вырезанным сердцем. :!: Глаза, сердце – это и ресурсы, способности, это может быть и психосоматика.

  • Вредитель вызывает внезапное исчезновение. Обычно это исчезновение является результатом применения колдовских или обманных средств.
    • Мачеха усыпляет пасынка. Его невеста исчезает навсегда.
    • Сестры ставят ножи и иголки в окно девицы, куда должен прилететь Финист. Он ранит себе крылья, исчезает навсегда.
    • Колдовской поцелуй внушает полное забвение невесты. В этом случае жертвой является невеста, которая теряет своего жениха.
    • Возможно, в результате действий антагониста какой-то человек заболевает, умирает, или надолго покидает жертву. То есть она лишается близкого человека, его помощи, любви, заботы, поддержки.
  • Вредитель требует или выманивает свою жертву. Обычно эта форма является следствием обманного договора.
    • Морской царь требует царевича, и тот уходит из дома.
    • Дурная компания захватывает подростка.
    • Взрослый преступник, негодяй захватывает власть над подростком.
  • Вредитель изгоняет кого-либо.
    • Мачеха изгоняет падчерицу.
    • Поп изгоняет внука.
    • Кто-то в Роду совершил какой-то проступок и Род «изгоняет» его, лишает общения, помощи, других ресурсов.
    • Какой-то влиятельный член Рода настраивает против него весь остальной Род и в итоге этот человек должен покинуть Род.
    • Человек был осужден и Род ему не оказывает поддержку, пока тот находится в тюремном заключении.
  • Вредитель приказывает кого-либо бросить в море.
    • Царь сажает дочь и зятя в бочку, а бочку велит бросить в море.
    • Родители высаживают спящего сына в море на лодочке.
    • Прямое изгнание из Рода, отказ от члена Рода, его осуждение.
  • Вредитель околдовывает кого-либо или что-либо. Вредитель наносит нередко два-три вреда сразу. Есть формы, которые редко встречаются самостоятельно и тяготеют к соединению с другими формами. К таким формам принадлежит и околдование:
    • Жена превращает мужа в кобеля и изгоняет его.
    • Мачеха превращает падчерицу в рысь и изгоняет ее.

Даже в тех случаях, когда невеста превращена в утку и улетает, по существу имеется изгнание, хотя оно, как таковое, не упоминается.

  • Вредитель совершает подмену. Эта форма в большинстве случаев также является сопроводительной:
    • Нянька превращает невесту в уточку и подменивает ее своей дочерью.
    • Служанка ослепляет невесту царя и выдает себя за невесту.
  • Вредитель приказывает убить. В сущности эта форма представляет собой видоизмененное (усиленное) изгнание.
    • Мачеха велит лакею во время прогулки зарезать падчерицу.
    • Царевна приказывает слугам отвезти мужа в лес и убить.

Обычно в этих случаях требуется представление печени и сердца убитого. :?: Кровь. Информация.

  • Вредитель сам совершает убийство. Обычно это также лишь сопроводительная форма других видов завязочного вредительства, служащая их усилением.
    • Царевна похищает волшебную рубашку мужа и убивает его самого.
    • Братья убивают младшего и похищают его невесту.
    • Сестрица отнимает у брата ягоды и убивает его самого.
  • Вредитель кого-то заточает или задерживает/удерживает.
    • Царевна заточает Ивана в темницу.
    • Морской царь держит в заточении Семена (256).
  • Вредитель угрожает насильственным супружеством.
    • Змей требует в жены царевну.
    • То же между родственниками: брат требует в жены сестру.
  • Вредитель угрожает каннибализмом.
    • Змей требует на съедение царевну.
    • Змей пожрал всех людей в деревне, та же участь угрожает последнему оставшемуся в живых мужику.
    • То же между родственниками: сестра стремится съесть брата. :?: Съесть – это метафора
  • Вредитель мучает по ночам.
    • Змей, черт мучает царевну по ночам.
    • Ведьма прилетает к девице, сосет ее грудь.
  • Вредитель объявляет войну.
    • Соседний царь объявляет войну.
    • Змей разоряет царства.

Психология сюжета

Конфликт переходит в решающую стадию.

Эзотерика сюжета

Наступают реальные последствия неосмотрительности жертвы, её идеализма, неготовности услышать других людей, увидеть очевидное. Постепенно проявляется следствие более ранних причин. Жертва вынуждена на это реагировать, делать свой выбор, от которого может быть отказывалась ранее.

Вернуться на: Типичные сюжеты сказок - Раздел: Толкование сказок. Психология, философия, метафизика, эзотерика сказок


Если вы хотите получить больше информации на данную тему, напишите нам: ok@olegdal.ru

Рекомендуем оформить подписку на новости данного раздела. Для этого нажмите на кнопку «Подписаться», расположенную внизу каждой страницы.

Обсуждение

Ваш комментарий:
HYXCA
 
 
/home/h006361565/olegdal.ru/docs/data/pages/skazka/suzhet08.txt · Последние изменения: 2024/08/08 14:38 — admin
 

Школа Даля - это некоммерческий проект, электронные материалы и версии книг распространяются бесплатно.
Наши материалы можно свободно копировать, желательно с указанием ссылки на источник. Спасибо!

Select language:

Индекс цитирования